Главная » Статьи » Мои статьи |
Конспект занятия
Конспект
подгруппового логопедического занятия «Встреча в лесу»
в старшей группе
по развитию лексико-грамматического строя речи
по теме «Дикие животные».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи ( употребление существительных с суффиксами -онок, - енок, - ат, - ят, образование притяжательных прилагательных). Задачи: Коррекционно - обучающие: • закрепление представления о диких животных, об их внешнем виде, образе жизни; • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные», формирование лексико-грамматического строя, формирование связной речи. • закрепление умения согласовывать числительные с существительными; Коррекционно-развивающие: • развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, развитие тонкой и общей моторики; Коррекционно-воспитательные: • воспитание чувства взаимопомощи, доброжелательно отношения друг к другу, бережного отношения к природе; Предварительная работа: • просмотр презентаций о диких животных и их детенышах; • беседа о жизни диких животных; • разучивание пальчиковой гимнастики « Сидит белка на тележке»; • разучивание подвижной игры «Заяц Егорка»; • чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята»; • рассматривание энциклопедии о животных. Оборудование: мультимедийное оборудование, 4 стола, цветные карандаши, мордочки щенка, листы бумаги в виде тарелочек, 6 стульев, стулья для автобуса, 6 колокольчиков, конверты с разрезными картинками, 6 жемчужин, игрушка Совы. Литература: 1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников. СПб, ДЕТСВО-ПРЕСС, 2003. 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с требованиями ФГТ к структуре ООП ДО на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В.. 3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕС, 2005.- 528 с. 4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- с. 270 - 288. 5. Нищева Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2006.- 352с. 5. Наглядное пособие. Живая природа. В мире животных. Выпуск 1. СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 6. Макарова А.В. Развивающие упражнения по теме « Дикие животные». 7. Панова Н.Е. Грамматические лабиринты, учитель - логопед. 8.Чиркина Г.В.. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М, Аркти, 2002. Ход занятия.
Педагог. Здравствуйте, ребята! ( Дети входят в музыкальный зал). Сегодня мы с вами вместе нашим героем отправимся в удивительное путешествие! Вы готовы?Тогда садитесь в наш волшебный автобус и поехали. Звучит фонограмма « Автобус». Вот мы и приехали в лес. Педагог. Однажды щенок гулял по лесу и заблудился (слайд №1-2). Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы на правой руке) Как животных нам назвать? ( Поднимают плечи ) С людьми они не знаются, В лесу живут, скрываются. ( Хлопают в ладоши) По картинкам всяк их знает: ( Складывают руки в виде книжки) Волк, лиса, медведь и заяц Дом их – заросли густые. ( Складывают руки в виде домика) Они – дикие, лесные. ( Поднимают согнутые в локтях руки вверх, растопырив на них пальцы) Вы догадались, о каких животных идет речь? Дети. Да, догадались, о диких животных. Педагог. Щенок бегал – бегал по лесу и очутился на полянке. Окинул взглядом полянку и увидел детенышей диких животных. Щенок предложил детенышам поиграть, но узнал, что их заколдовала лесная Фея. Вчера Фея порвала свои любимые бусы из жемчуга и очень сильно рассердилась на всех жителей леса. Детеныши просят нас поскорее покинуть лес. (Звучит тревожная музыка. В зал заходит лесная Фея.) Фея. Что за незваные гости пришли к нам в лес? Педагог. Здравствуйте, уважаемая Фея. Мы с ребятами хотим помочь расколдовать малышей и собрать ваши жемчужные бусы. Фея. Это не так просто! Мои бусы смогут собрать только очень дружные и добрые дети. Вам лучше вернутся домой! Педагог. Нет, нет, мы справимся, мы очень дружные и добрые. Фея. Хорошо, за каждое правильно выполненное задание вы получите по одной жемчужине. Лишь тогда, когда вы соберете мне бусы, вы сможете вернуться обратно. А чтобы вы побыстрее справились со всеми заданиями вот вам моя помощница – мудрая Сова. (Фея усаживает на стульчик Сову.) Сова очень старая и мудрая. Игра №1 «Назови детеныша». Педагог. Давайте поможем щенку узнать кто эти детеныши (слайд №3) Ребята, нам предстоит отгадать загадки о животных. Давайте поиграем в игру « Подскажи словечко». Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! Как зовут её? (Лиса) Как зовут детеныша лисы? Дети. Детеныша лисы зовут лисенок. (смена слайдов до №8) Педагог. Мой белый брат во льдах живёт И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед И ягоду лесную. ( Медведь) Как зовут детеныша медведя? Дети. Детеныша медведя зовут медвежонок. Педагог. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки — ни одной. (Ежик) Как зовут детеныша ежа? Дети. Детеныша ежа зовут ежонок. Педагог. То рыжая, то серая, А по названью белая. ( Белка) Как зовут детеныша белки? Дети. Детеныша белки зовут бельчонок. Педагог. Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) Как зовут детеныша зайца? Дети. Детеныша зайца зовут зайчонок. Педагог. Какие вы молодцы, расколдовали всех детенышей. Сова даст нам первую жемчужину. (Рядом с Совой лежат бусины, педагог берет первую). Педагог: Детеныши диких животных рассказали щенку, что они убежали от своих родителей и потерялись. Как же мы теперь найдем родителей? Мы ведь их никогда не видели? Я слышу, Сова что-то нам подсказывает. (Педагог подносит Сову к уху). Она советует нам взять фотографии животных. Игра №2 « Угадайка» (Дети подходят к столик, на котором лежит фотоальбом и берут по конверту, в каждом конверте часть разрезной картинки животного.) Дети по очереди называют части разрезных картинок. 1 ребенок. У меня лисий хвост. 2 ребенок. А у меня ежиная спина. 3 ребенок. У меня заячьи лапы. 4 ребенок. У меня бобриный хвост. 5 ребенок. У меня лосиная морда. 6 ребенок. А у меня беличий хвост. Педагог. Вы правильно назвали части своих картинок. Сова дает нам вторую жемчужину. Был теплый день, но вдруг налетела туча, и пошел дождь. (Дети берут колокольчики и под музыкальное сопровождение звенят в колокольчики.) Игра №3 « Кто спрятался?» Педагог: Ребята, поглядите на полянку, по – моему, здесь кто-то спрятался. Но малыши не выйдут, пока на небе туча, давайте дружно подуем на нее, и она исчезнет. (Дыхательная гимнастика). Чьи это ушки, видны из-за пенька? (слайд №8) 1-й ребенок. Беличьи ушки! (на слайде появляется бельчонок). Педагог. А чьи это ушки? 2-й ребенок. Медвежьи ушки! (на слайде появляется медвежонок). Педагог. А чьи ушки справа за кустом? 3-й ребенок. Заячьи ушки! (на слайде появляется зайчонок). Правильно, молодцы, вы нашли всех непослушных малышей! Сова, пора тебе дать нам третью жемчужину. Педагог берет третью бусину. Педагог: Детеныши очень хотят вернуться к своим мамочкам и просят нас поскорее их разыскать. Сейчас мы вместе отправляется на поиски мам. Игра №4 « Назови детенышей». Педагог: Посмотрите внимательно на полянку и расскажите, каких животных вы узнали. К кому на колени сядет Сова, тот и будет рассказывать (слайд №10). Дети по очереди отвечают. Педагог. Ему стало очень интересно, а кто у них детеныши. Кто у бобрихи, у лисицы, у ежихи, у лосихи, у медведицы детеныши? Дети. У бобрихи детеныши бобрята, у лисицы детеныши лисята, у ежихи детеныши ежата, у зайчихи детеныши зайчата, у лосихи детеныши лосята, у медведицы детеныши медвежата, у бельчихи детеныши бельчата. Педагог. Наконец-то наши мамочки встретили своих малышей. Сова дает нам четвертую жемчужину. А веселый медвежонок зовет нас потанцевать. Физкультминутка « Мишка пляшет» Игра №5 « Кого позвала мама?» Педагог: Мамы наших детёнышей пришли на полянку (слайд №17). Все мамочки очень обрадовались и позвали своих малышей. Мама медведица позвала кого? Дети: Мама медведица позвала медвежонка. Педагог: Кого позвала мама лисица? Кого позвала мама ежиха? Кого позвала мама зайчиха? Кого позвала мама медведица? Дети: ( Дети называют детенышей в родительном падеже, после каждого правильного ответа, животные на слайде передвигаются). Педагог: Молодцы ребята, сова дает нам пятую жемчужину. Педагог. Пока малыши ждали своих мам, они очень проголодались. У нас есть волшебные карандашики, мы можем нарисовать им угощение, в названии которых есть звук «А». Дети садятся за столы и рисуют угощение для детенышей на листах в виде тарелочек (малина, рыба, морковка). Педагог вместе с малышами благодарит детей, они обсуждают угощение и думают какое животное чем угостим. Игра №6 « Посчитаем детенышей». Педагог. Малыши очень любят играть, а мы можем их посчитать (смена нескольких слайдов с 18 по 26 слайд). Дети. Один медвежонок, пять медвежат, два ежонка, один бельчонок, пять бельчат. Педагог. Правильно, вы очень хорошо считаете. Сова дает нам шестую жемчужину. Теперь мы можем собрать все жемчужины. Каждый ребенок берет по бусине и приклеивает ее на контур. (Звучит волшебная музыка). Неожиданно появляется лесная Фея. В руке у нее корзинка с подарками. Фея. Спасибо вам ребята за мое жемчужное ожерелье. Все лесные жители благодарят вас за вашу доброту и заботу. Вот это корзина с подарками для вас. А нам с Совой пора в лес. (Фея прощается и исчезает.) Педагог. Наше путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, где мы сегодня с вами оказались? Дети. Мы сегодня были в лесу. Педагог. А как называются животные, которых мы встретили в лесу? Дети. Мы встретили диких животных. Педагог. Сегодня вы сделали несколько добрых дел: помогли щенку расколдовать детенышей, найти им своих мамочек и собрали бусы лесной Фее. Хорошо выполнили все задания. Ребята, а щенок это дикое или домашнее животное? Дети. Щенок это домашнее животное. Педагог: Правильно, домашнее! Сейчас мы проводим нашего щеночка домой, и попрощаемся с ним (слайд №27). Пора возвращаться в детский сад. Садитесь в наш волшебный автобус, мы поедем обратно в детский сад. Звучит фонограмма « Автобус». Педагог. Мы вернулись в детский сад. Предлагаю вам оценить наше занятие, нарисовать с каким выражением щенок вернулся домой, понравилось ли ему и вам играть с лесными жителями? ( Дети выражают настроение после занятия веселым или грустным выражением на мордочке щенка). Педагог: До свидания! Дети: До свидания! | |
Просмотров: 1846 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |